Промежуточные результаты нашего первого исследования в области психологии игры на бильярде

1-е сентября — День знаний, так что мы решили именно сегодня поделиться теми, что были получены в ходе нашего уникального в своем роде исследования в области психологии игры на бильярде.


Лето подошло к концу, закончилась пора отпусков, дети возвращаются в школы, и взрослые тоже постепенно включаются в активную работу. Ну а мы — я и моя коллега Сафия, как и обещали, готовы обнародовать первые результаты нашей исследовательской деятельности в области бильярдной психологии.

Итак, напомню, что в июне психологический центр «PsyEco» (это мы :)) совместно с Лигой любителей бильярда, Федерацией бильярдного спорта Санкт-Петербурга и НГУ им. Лесгафта в лице заведующего кафедрой теории и методики народных и национальных видов спорта Александра Александровича Никитина запустили проект по изучению профессиональных и личностных качеств спортсмена-бильярдиста.

Какую цель мы преследовали?

Для начала чуть-чуть теории. Психологическую теорию спортивной деятельности, в нашем случае — бильярда, можно условно подразделить на два больших направления: собственно теорию деятельности – процесс игры на бильярде, и теорию субъекта деятельности – то есть психологию спортсмена-бильярдиста.

Именно с изучения второго направления мы и решили начать, так как на сегодняшний день работы, освещающие хотя бы в той или иной степени особенности психологии спортсмена-бильярдиста, можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам, даже учитывая иностранные источники.

Что мы сделали?

Наше первое исследование состояло из двух частей и было направлено на факторы, которые лежат в основе эффективной реализации, в общем-то, любой деятельности. Они обозначаются понятиями профессионально-важные качества (ПВК) и индивидуально-психологические особенности личности (ИПО).

Для исследования ИПО использовался один из самых надёжных и проверенных на сегодняшний день личностных опросников – 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла, адаптированный кафедрой социальной психологии СПбГУ и широко использующийся в дипломных и научных исследованиях.

Исследование ПВК проводилось методом очной экспертной оценки. Для приглашенных экспертов, в качестве которых выступили высококвалифицированные игроки и бильярдные тренеры, был разработан лист оценки ПВК, содержащий 75 различных качеств, составляющих 6 групп:

1. Психофизиологические характеристики:
• Свойства нервной системы
• Свойства внимания
• Восприятие
2. Интеллектуальная сфера:
• Мышление
• Память
3. Способности
4. Эмоционально-волевая сфера и самоконтроль
5. Характер и самооценка
6. Коммуникативные способности

Каждое качество предлагалось оценить по степени значимости для достижения успеха в области бильярдного спорта, поставив ему 3 (не слишком важно), 6 (достаточно важно) или 9 (очень важно) баллов.

Что в итоге?

Обработав полученные экспертные оценки, мы смогли составить список наиболее важных качеств. Здесь приводим только те, что получили среднюю оценку от 7,5 (не менее половины экспертов оценили качество как очень важное) до 9 баллов. Результат представлен в таблице:


Как мы видим, эксперты единогласны в том, что особенно важны для спортсмена-бильярдиста такие характеристики как концентрация внимания, мотивированность, высокий самоконтроль, самообладание, трудолюбие, целеустремленность.

Какие выводы можно сделать?

Большая часть попавших список ПВК (15 из 23) относится к группе, состоящей из блоков «эмоционально-волевой сферы», «характера» и «коммуникативности». И только 8 – к группе блоков, состоящих из «психофизиологии», «способностей» и «интеллекта». Качества, представленные в первой группе, в гораздо большей степени обусловлены процессом социализации, то есть воспитанием и средой, в которой развивался человек, тогда как качества второй группы в большей степени являются врожденными и сложно поддаются коррекции.

Таким образом, несмотря на универсальность и доступность бильярда для самого широкого круга желающих развиваться в нем профессионально, по мнению экспертов, существует набор качеств характерный для сильного игрока.

Чуть менее важна для спортсмена-бильярдиста, по мнению экспертов, коммуникативная сфера, что отражают особенности некомандных видов спортивной деятельности. И, действительно, бильярд — индивидуальный вид спорта, и, казалось бы, умение общаться не должно играть для спортсмена-бильярдиста большой роли. Однако, хотя коммуникативная сфера, в соответствии с полученными результатами, и уступает в важности некоторым другим качествам, эксперты всё же достаточно высоко (выше среднего) оценили важность коммуникативных способностей и связанного с ними вида интеллекта — эмоционального.

Можно предположить, что причиной этого является важность для успешной бильярдной карьеры обучения через общение, которое широко распространено в бильярдной среде (тут и там в бильярдной можно наблюдать импровизированную учебную дискуссию, когда спортсмены обсуждают с коллегами различные игровые ситуации, позиции и технику выполнения ударов). Данное утверждение, впрочем, требует дальнейшей проверки.

Интересным фактом является попадание в список ПВК общей физической подготовки (8,4 балла), чья польза не кажется на первый взгляд такой уж очевидной. Тем не менее, в этом есть своя логика, ведь хорошая ОФП положительно влияет на выносливость не только мышечного каркаса, но и нервной системы. Кстати, один из самых успешных на сегодняшний день пулистов — первый номер мирового пуловского рейтинга Торстен Хоманн, большую роль в своей подготовке отводит спортзалу и в целом стремится вести здоровый образ жизни (во всяком случае фотки из спортзала в Facebook постит регулярно :)).

Для чего это нужно?

Представленный список ПВК спортсмена-бильярдиста может помочь тренерам в отборе, оценке и обучении молодых спортсменов. Есть качества, которые можно развить в ходе тренировок, а некоторые с трудом поддаются корректировке. Исходя из этого, тренер может разрабатывать индивидуальный маршрут тренировок для каждого подопечного.

Спортсмену-бильярдисту этот список поможет сформировать более адекватное представление о себе как о профессионале и развивать необходимые для дальнейшего успеха качества.

Надеемся также, что единое понятийное поле упростит коммуникацию между тренерами и спортсменами, тренерами и родителями, а, следовательно, улучшит качество тренировок.

Что дальше?

На следующем этапе мы будем сравнивать полученные в исследовании индивидуально-психологических особенностей спортсменов результаты с результатами, полученными в группах представителей других профессий, а так же представителей других видов спорта (как индивидуальных, так и командных).

В результате вместе с приведенными выше данными это позволит создать инструмент для оценки и самооценки бильярдиста, который поможет в достижении озвученных выше задач.

Кстати, хотим напомнить, что с августа на сайте ЛЛБ запущен проект «Задай вопрос спортивному психологу», где вы можете бесплатно получить ответы на волнующие вас вопросы, связанные с психологическими аспектами игры на бильярде.

PS Если вы хотите принять участие в исследовании, еще не поздно! Свяжитесь с нами по телефонам +79627234373 (Алина), +79214089496 (Сафия), и внесите свою лепту :)

PPS Поддержать наше никем не финансируемое исследование можно и другим способом: переведя любую, даже самую скромную, сумму на счёт Яндекс.Кошелька — 410011292201793. Полученные средства пойдут на расходные материалы для исследования, которые мы пока покрываем за свой счет.

PPPS Те, кто еще, по тем или иным причинам, не получил обратную связь по результатам заполнения опросника, но хочет пообщаться с одним из психологов на эту тему, могут связаться с нами по тем же телефонам.




Алина пишет:”….. на сегодняшний день работы, освещающие хотя бы в той или иной степени особенности психологии спортсмена-бильярдиста, можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам…..”

Видимо речь о пальцах одной руки. Алина, если не сложно “огласите весь список пожалуйста”


Изображение пользователя Алина.

Александр Михайлович, примерно так и есть :) На сегодняшний день в нашем распоряжении данные 4-х соответствующих критериям научности исследований. Уверена, что где-то в недрах библиотек неоцифрованными лежат полезные данные, но чтобы до них добраться, нужно время... мнооого времени :)

Первое и единственное российское исследование, которое нам удалось найти:

Исследование психофизиологии предстартовых состояний бильярдистов.

Подтверждает, что влияние предстартовых состояний в бильярде такое же, как в других видах спорта. Показало, что чем выше уровень спортсмена, тем чаще он находится в состоянии оперативной готовности перед началом матча.

Источник: Захарьева Н.Н., Барчуков Г.В. "Влияние предстартовых состояний на спортивную результативность бильярдистов". Журнал "Теория и практика физической культуры", 2013 год, 12-й номер, страницы: 72-74.

И несколько зарубежных:

1. Очень важное и интересное исследование снукеристов: выявляли визуально-перцептивные и когнитивные различия игроков разного уровня. Начинающих, продолжающих и экспертов сравнивали по целому ряду общих визуальных и когнитивных тестов.

По результатам, высококвалифицированные спортсмены ничем не превосходят новичков в стандартных оптометрических испытаниях зрения, глазного баланса мышц, цветового зрения и восприятия глубины или в относительной частоте доминирования того или иного глаза при прицеливании.

Эксперты лучше запоминали и воспроизводили игровые стандартные ситуации на столе, но не лучше случайно расположенные скопления шаров. Также эксперты оценивали ситуацию более точно и демонстрировали более глубокое стратегическое планирование.

Данные позволили подтвердить гипотезу, что преимущество экспертов над новичками происходит не от физических возможностей, а от приобретенного опыта и навыков стратегического мышления.

Источник: Bruce Abernethy, Robert J. Neal and Paul Koning "Visual–perceptual and cognitive differences between expert, intermediate, and novice snooker players", Applied Cognitive Psychology. Volume 8, Issue 3, pages 185–211, June 1994.

Для нас исследование ценно тем, что подтверждает лояльность бильярда к физиологическим и психофизиологическим врожденным параметрам и особенностям.

2. Есть исследование, доказавшее, что выигрыш первой или первой-второй стартовых партий значительно повышает шанс на итоговую победу в матче. Исследование проводилось на пулистах в рамках турнира по 9-ке.

Источник: Adams, R. M. (1995). "Momentum in the performance of professional pocket billiards players". International Journal of Sports Psychology, 26, 580-587.

3. Исследование разницы внимания у представителей командных видов спорта, индивидуальных видов спорта и любителей. Исследование не посвящено конкретно бильярду, но в выборке присутcтвовали снукеристы.

Профессиональные игроки из командных видов спорта не продемонстрировали принципиальных отличий в производительности или концентрации внимания по сравнению с профессионалами из некомандных видов спорта или начинающими спортсменами.

Источник: Daniel Memmert, Daniel J. Simons, Thorsten Grimme "The relationship between visual attention and expertise in sports" Psychology of Sport and Exercise, Volume 10, Issue 1, January 2009, Pages 146-151.



Алина пишет: “Уверена, что где-то в недрах библиотек неоцифрованными лежат полезные данные, но чтобы до них добраться, нужно время... мнооого времени :) Первое и единственное российское исследование, которое нам удалось найти ……”

Алина, видимо плохо искали)))
Думаю, Вам с Сафией стоит еще раз “прошерстить” интернет, в Вашем списке литературы не хватает как минимум пять русскоязычных работ, причем одного автора, причем лежащих в открытом доступе, причем изданных в этом году. Алина, извините, но к сожалению больше ни чем не могу помочь, вот если бы на сайте был Виталий Архипов, он наверняка бы поделился с Вами ссылочкой. ))) Удачи.


Изображение пользователя Алина.

Александр Михайлович, спасибо за информацию.

Мы были ориентированы на поиск исследований через научные поисковики, то есть опубликованных в официальных изданиях, то есть соответствующих критериям научности (то есть систематизированных, обоснованных и интерсубъективно проверяемых).

Если вы знаете о пяти русскоязычных работах (не популярных сочинений на тему "мой 30-летний опыт игры в бильярд...", а именно научных работах, содержащих теорию, подкрепленную эмпирическим исследованием, и прорецензированных академическими психологами), опубликованных одним плодовитым автором в один год, то почему бы не озвучить его имя? Или хотя бы его рецензентов или то научное издание, в котором эти исследования были опубликованы?

PS Если вы имели в виду Сергея Баева (http://www.proza.ru/avtor/yfubksx), то, к сожалению, на его работы мы опираться не можем: они выполнены в популярном жанре и не являются научным исследованием. Хотя, безусловно, его личный опыт, подкрепленный некоторыми фактами из фундаметальной психологии, ценен для общего понимания проблематики психологии бильярдиста.



Соответствие критериям научности это конечно хорошо, только главное чтобы это не превратилось в наукообразие.))) Думаю, у Вас все получиться


Изображение пользователя Алина.

Андрей Михайлович, понимаю ваши опасения. Но у нас не фундаментальное теоретическое исследование, оно изначально нацелено на прикладные нужды и спланировано соответствующим образом :)


Изображение пользователя Алина.

В продолжении темы.

С 1938 по 2012 год (за 74 года!) в СССР и РФ по бильярду была защищена 1 кандидатская диссертация, в 2010 году (В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. "Развитие диссертационных исследований по проблемам тематики спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва". Журнал "Вестник спортивной науки", 2013 год, выпуск 5, стр. 7-15).

В двух журналах ВАК (рецензируемые научные журналы, включённые Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для публикации основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук), посвященных психологии спорта, - "Вестник спортивной науки" и "Спортивный психолог", не было ни одной публикации, посвященной бильярду.

Такая вот печальная картина.


Изображение пользователя Пешев Вадим.

Доброго дня, Алина! Я уже 15 лет занимаюсь бильярдом и на протяжении всего времени пытаюсь анализировать свое состояние как спортсмена в плане готовности к ответственным стартам. Мне интересна психологическая составляющая моей подготовки и выступления - тут я провел большую работу над собой и многое понял, не превратившись в игрока-зомби, адекватно воспринимая все игровые ситуации. Доезжать не получается, потому что главные встречи турниров, где велика цена ошибки, как правило, проигрываются на технически стандартных ситуациях, так как я не тренируюсь, а только играю. Будучи холостым, я активно занимался спортом, вел здоровый образ жизни, поэтому понимаю смысл выражения "в здоровом теле здоровый дух". С 2003 года я содержу семью из 4-х человек, ритм жизни изменился, организм не молодеет, запас здоровья, полученный в молодости, раньше помогал мне выдерживать длительные бильярдные марафоны. В последнее время зависимость успеха от физ подготовки была мною четко выявлена на собственном примере, когда на финальных стадиях турнира, когда накоплена физ усталость, но надо прилагать еще больше усилий для победы над равными соперниками, чувствуешь, что просто не хватает кислорода для нормальной деятельности мозга и мышц, концентрация резко падает и следствие - ошибки и проигрыш. Для меня не удивительны победы молодых спортсменов в наше время, потому что запас физических ресурсов организма у них потенциально выше. Для игроков моего возраста, имеющих большой практический опыт, больший акцент надо делать на физическую подготовку.
Любой согласится с цифрами, приведенными вами в таблице, но они не имеют практической ценности. Человек физически не может довести все критерии до максимальных значений. Выигрывает тот, кто чувствует свой организм и может найти ту золотую середину. Кому-то нужен лишний час тренировки, кому-то пробежка в лесу накануне утром, кому-то решить домашние и рабочие проблемы, чтобы не думать о них во время игры. Считаю важным провести исследования прямой зависимости трех факторов: практической, физической и психологической подготовки от возраста спортсмена. Можно выявить изменение процентного соотношения этих факторов в подготовке спортсменов разных возрастов. У нас есть яркие примеры крупных побед Ливады и Винокура - игроков разных возрастных категорий и социальных статусов. В этом будет практический смысл, потому что нам важно сохранить интерес к бильярду у возрастных игроков и воспитывать из молодежи социально значимых личностей. Не должно быть так, чтобы ветераны хаяли молодежь, подсознательно понимая, что они не смогли адаптироваться к своим возрастным изменениям и реалиям современного спорта, а молодежь не занималась физическим развитием, полноценным обучением в школе и ВУЗе, создавала семьи и сразу их разрушала. Мы знаем, что бильярд - это на всю жизнь. И только гармоничное развитие личности сможет сохранить бильярдную жилку на долгие годы. Из молодежи для меня примером гармоничного увлечением бильярдом является Александр Муравьев.
В октябре этого года я открываю школу бильярда, где в основе подготовки буду ставить гармоничное развитие личности. Думаю, накопленный материал со временем оформлю в общественно полезный научный труд.


Вадим Пешев


Изображение пользователя age.

Тоже заметил ,что ближе к финалам не доезжаю. Плохо соображаю, расконцентрация, физически устаю и почти всегда голова начинает болеть, особенно после долгих игр, например Московскую пирамиду.


Изображение пользователя Алина.

"Любой согласится с цифрами, приведенными вами в таблице, но они не имеют практической ценности. Человек физически не может довести все критерии до максимальных значений."

Вадим, приведенные цифры - это "вес" важности того или иного качества, а не количественная оценка. Никто не говорит о доведении критериев до максимальных значений. Хотя бы потому, что не установлено пока, что такое максимальное значение, например, мотивации спортсмена-бильярдиста. Приведенные выше данные позволяют понять:

1. Без развития каких качеств невозможно достичь успеха в бильярде;
2. Что, например, концентрация внимания важнее эмпатии, и в процессе профессионального развития стоит делать на тренировке внимания больший акцент, чем на развитии эмпатии.

Если, с вашей точки зрения, это не имеет практического значения... :)

"Исследования прямой зависимости трех факторов: практической, физической и психологической подготовки от возраста спортсмена".

Конечно же, такое исследование должно быть проведено. После того, как мы сформулируем, в чём вообще заключается психологическая подготовка :) Поверьте, это далеко не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. С точки зрения человека, стоящего на земле, вполне очевидно, что Земля плоская, но мы-то знаем, что это не так :)

А вообще, я бы много чего еще исследовала :) Только тут возникает вопрос ресурсов: нас с Сафией двое, и все что мы делаем, мы делаем в нерабочее время на безвозмездной основе. Да и с лояльностью бильярдистов к участию в этих исследованиях, увы, все не так просто.


Изображение пользователя Пешев Вадим.

Алина, я считаю, что ваша с Софией инициатива имеет колоссальную ценность для исследования глубины бильярдного спорта. Вы находитесь, можно сказать, у истоков научного познания игры, которая еще не познана. Я уверен, что со временем ваши изыскания при помощи заинтересованных лиц приобретут законченный вид и станут ключевым аспектом в подготовке спортсменов высокого класса.
Конечно, ваши исследования должны достойно финансироваться, чтобы быть законченными и иметь практическое применение. Но вы прекрасно понимаете, что сейчас пока не то время. Нет организации, способной заказать такой проект, понимая его материальную ценность и степень прибыльности. Пока мы вынуждены брать пример с нашего шефа по любительскому направлению бильярда и работать авансом на будущее.
Ваша таблица - это научная база. Просто, я забегаю вперед и хочу совместно с вами подумать о практическом применении этих исследований. В том-то и дело, что значение всех параметров не может быть максимальным: если где-то прибавить, то снизится другой параметр - мы все - люди.
Касаемо психологической подготовки. Да, это - обширное понятие. Практическая подготовка - это система тренировки на бильярдном столе, которая наиболее изучена. Физическая подготовка - менее изученный аспект, который тоже требует более глубокого изучения. А все остальное, на мой взгляд, включает психологическая подготовка - методика максимального использования предыдущих двух факторов. И причем для каждого она своя. Поэтому я и делаю акцент на возрастной градации, потому что в основе угла стоит мотивация игрока играть, а она зависит от многих психологических факторов.


Вадим Пешев


Изображение пользователя Алина.

Вадим, спасибо большое за поддержку! Да, я понимаю, что шансы на какое-либо финансирование призрачны, просто поясняю, почему объем работ, который мы можем выполнить столь сильно ограничен :)

Исследования различий в разных возрастных группах, как я уже сказала выше, очень нужна вещь, и, конечно, в дальнейшем это будет делаться, правда, возможно, уже и не нами. Но, как, опять же, я писала выше, - все нужно делать последовательно. Психологии бильярдного спорта как подраздела спортивной психологии сейчас по факту вообще не существует. Есть только какие-то разрозненные представления, о том, что это важно... И мы пытаемся своими силами как-то это исправить, систематизировав всю эту информацию.



Вадим, большое спасибо Вам за интерес и готовность думать вместе с нами! Только при помощи рекомендаций и откликов от тренеров и игроков мы сможем сделать что-то действительно полезное!


Изображение пользователя Пешев Вадим.

Сафия, судя по вашим словам, вы видите в моих комментариях не "рекомендации и отклики", а "что-то для вас не действительно полезное". Не буду тогда засорять вашу ветку.


Вадим Пешев



Вадим, я говорила скорее о полезности наших с Алиной начинаний;)


Изображение пользователя Пешев Вадим.

А я о том же изначально и говорил. А вы по-женски пытались найти подтекст с издевкой)


Вадим Пешев


Изображение пользователя Пешев Вадим.

Мы друг друга исполнили)


Вадим Пешев


Изображение пользователя Алина.

Скорее просто не поняли :)

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.