О Русском Бильярде. Часть 3.

Состояние Русского Бильярда в наши дни характеризуется совершенным владением кладкой своих и чужих шаров при отсутствии игры воплощающей достойную, соответствующую совершенству кладки, цель.

Современные игры на всех существующих видах лузного бильярда (Пул, Снукер, Русский /Кайза) берут своё начало в играх английского бильярда начала 19-го века «Life Pool» и «Pyramid», отличительными признаками которых была игра битком и свободный выбор прицельного шара из 13-15 возможных. Очевидно, что эти игры не требовали высокого мастерства от игроков и были не очень зрелищны, так как зрителю непросто предугадать выбор продолжения игроком, что ослабляет зрительский интерес. В дальнейшем, с появлением игры «снукер» и игр на Пуле игры стали более требовательны к мастерству игроков и одновременно более зрелищными, так как позволяли зрителю предвосхищать действия игроков. Это произошло с введением в Снукере требования сыгрывать красные шары по очереди с цветными, и с введением в играх на Пуле правила очередного шара (по порядку номеров, затем заменённое порядком цветов). Это значительно уменьшило число возможных игровых вариантов по сравнению с играми предшественниками и выдвинуло требование контроля битка при сыгрывании прицельного шара (делание выхода) на первый план. Современные игры на Русском Бильярде в этом плане не отличаются от игр предшественников двухсотлетней давности, напротив, в Американке , с возможностью выбора в качестве битка любого шара, многовариантность умножилась. Возможность сыгрывания в русских играх битка, также увеличивает многовариантность в несколько раз.

Сформулирую недостатки существующих игр на Русском Бильярде и возможные способы их устранения.

1. Возможность играть любым шаром в Американке, при наличии большого количества шаров (16), обуславливает целесообразность выбора игроком технически простых, незрелищных ударов. К тому же становится нецелесообразным сыгрывать шары на тихих ударах (скатка битка, француз), то есть ограничен технический арсенал применяемых приёмов. При этом невелика мотивация необходимости контроля второго шара при сыгрывании первого, так как сыграть нужно всего 8 шаров, а вариантов игры предостаточно. Многовариантность также затрудняет предугадывание зрителем последующих действий игрока, что ослабляет зрительский интерес.
Уменьшив количество шаров в игре (скажем до 5-6), можно ограничить количество игровых вариантов, что в среднем усложнит выполняемые игроками удары и увеличит мотивацию контроля второго шара при сыгрывании первого (делания выхода), а так же облегчит предугадывание зрителем развития игры, что добавит зрелищности. Это подтверждает вариант длинной Американки, где пирамида из 15 шаров разыгрывается до предпоследнего шара (этакий русский аналог американского Стрейтпула столетней давности), где в заключительной части розыгрыша пирамиды шаров (при малом количестве шаров на столе) тактика приобретает значение, и чёткий контроль второго шара становится актуальным.
Увеличить мотивацию делания выхода можно увеличением «стоимости» каждого последующего сыгранного шара в серии на 1 очко (первый -1, второй -2,третий-3 и т.д.), при условии обязательного участия в ударе шара от предыдущего удара (битка или прицельного).
Однако, устранить ограниченность технического арсенала применяемых ударов (нецелесообразность сыгрывания шаров на тихих ударах) при игре любым шаром не представляется возможным . Также при этом занижены требования по контролю шара при выходе, так как возможность сыгрывать как «вышедшего» шара, так и от него, делает зону выхода весьма обширной , и соответственно предъявляемые требования к мастерству игрока занижены.

2. В современных играх одним шаром мотивация контроля битка выражена в большей мере. Но при этом каждая из игр по своему ущербна.
- В Классической пирамиде 71 очко максимальна мотивация контроля обоих шаров при ударе, что требует от игрока мастерства, однако невозможность сыгрывания своих шаров значительно обедняет арсенал применяемых приёмов, что уменьшает зрелищность игры. Также, невозможность зрителю контролировать номера шаров, не позволяет ему в полной мере оценивать замыслы игроков.
- В Московской (и её варианте Комбинированной), возможность сыгрывания битка в полной мере позволяет игроку демонстрировать весь арсенал приёмов кладки шаров. Однако возможность сыгрывания битка «с рук из дома», делает целесообразным ведение игры на основе тихой скатки битка, что делает игру однообразной , способствует её затягиванию (посредством серии тактических ударов , отыгрышей) и не мотивирует целесообразность контроля второго шара (прицельного) при ударе.
- Невскую (Динамичную) отличает от Московской правило ввода битка в игру после его сыгрывания. Запрет сыгрывать биток при вводе его в игру устраняет однообразную скатку битка характерную для Московской. Однако, возможность при этом сыгрывать прицельного шара с ЛЮБОГО места поля делает игру технически примитивной.

Для устранения однообразности в играх одним шаром, можно применить правило ввода битка в игру после его сыгрывания «ударом с рук из дома, с запретом сыгрывать биток». Однако, полагаю, лучшей , более зрелищной альтернативой будет правило «ударом с рук с любого места поля, с запретом сыгрывать и биток и прицельный шар прямым ударом», что оставляет возможность игроку сыгрывать любой шар комбинационным ударом (шаром, дуплетом, и т.д.).
Для устранения излишней многовариантности также можно уменьшить количество шаров в игре (скажем до 5-6).
Тем не менее, в игре одним шаром не представляется возможным мотивировать целесообразность чёткого контроля прицельного шара при сыгрывании битка и устранить предрасположенность игры к сыгрыванию свояков на тихом ударе.

Конструируем новую игру.

Если уменьшить количества шаров в игре, возникает некоторое противоречие : с одной стороны это добавляет играм технической сложности и облегчает восприятие игры зрителям, с другой стороны, скоротечность партии и возможное отсутствие борьбы (в случае партии с кия), значительно снижает зрительский интерес. Устранить это противоречие можно поддерживая постоянное количество шаров на столе путём возврата их обратно на стол после сыгрывания. А счёт вести очками до оговоренного количества очков, достаточно большого, чтобы обеспечить борьбу (исключительную трудность сделать партию с кия).
При этом возникает вопрос : как вводить в игру не только биток но и прицельные шары. Полагаю естественным выставлять прицельные шары на закреплённые за ними точки (первую, вторую и третью точки бильярда) в определённом заранее порядке, как это делается с цветными шарами в Снукере.
Второе противоречие, между ограниченностью технического арсенала ударов при игре любым шаром и тяготение игры к скатке битка при игре одним шаром, можно устранить, если в одной игре совместить и игру одним битком и игру любым шаром.
Напрашивается правило перехода к игре любым шаром (белым) после сыгрывания битка (цветного). В такой схеме игры будет целесообразность задействовать весь арсенал ударов ( и скатку битка, и французы и прочее) . При таком правиле получается, что возврат шаров на стол необходимо производить после окончания серии игроком. Например, сначала в игре одним шаром сыгрывается биток (красный), затем продолжая в игру любым шаром сыгрывается белый шар(ы). Затем игрок, не решаясь на продолжение серии, достаёт шары из луз, белые шары расставляет по точкам и вводит биток в игру начиная новую серию (в игру одним шаром). С любого места поля, но без права сыгрывать шары прямым ударом. Возникает вопрос, как продолжать игру сопернику в случае промаха игрока прерывающем серию ? Очевидно, что тогда шары из луз достаёт он и расставив белые по точкам вводит биток в игру (если биток был сыгран). Представляется логичным в этом случае (при обрыве серии соперника промахом) правило ввода битка в игру изменить на «с рук с любого места поля любым ударом» . Как бы в наказание за неоправданный риск и промах, ведь у игрока была альтернатива : сыгрывать шар продолжая серию или прервать серию и начать новую (расставив шары) комбинационным ударом. Если же биток не был сыгран (к примеру застрял в лузе), представляется логичным дать право продолжающему игроку либо взять его и продолжить с рук, либо сыграть белым шаром (вынутым из лузы) но только по битку.

В итоге, вырисовались правила новой игры на Русском бильярде, объединяющей в себе и игру одним шаром и игру любым шаром, с целесообразностью применения всего технического арсенала ударов , тактически разнообразную и сложную, обеспечивающую исключительную сложность сделать партию с кия, и одновременно простую для наблюдения и отслеживания правил зрителем, свободную от недостатков существующих игр на Русском Бильярде.

ПЯТЬ ШАРОВ

1. Всего на столе 5 шаров, вначале 4 белых в форме ромба на задней отметке и цветной биток разбивает из дома.

2. Если цветной шар на столе, то игра идёт одним шаром (как в Московскую). Если биток сыгран можно продолжить любым шаром (как в Американку).

3. За первый сыгранный шар в серии 1 очко, за второй 2 очка, за третий 3 очка, за четвёртый 4 очка, за пятый (вместе с четвёртым) 5 очков. Максимальная серия 15 очков. Игра идёт до достижения одним из соперников заранее оговоренного количества очков, например 40.

4. В любой момент игрок может прекратить серию и достать шары из луз. Далее, предварительно выставив сыгранные белые шары на точки (сначала на точку 1, затем 3, потом 2, потом на центр короткого борта за точкой 3) начать новую серию продолжая игру битком НЕ ПРЯМЫМ ударом . С любого места стола если биток был сыгран, или не трогая его если биток НЕ был сыгран. Под непрямым ударом понимается сыгрывание шара с соударением о борт (не принадлежащий играемой лузе) или третий шар (дуплет, каблук, шаром, карамболем, но не абриколь). Также можно сыграть на две РАЗНЫЕ лузы, но в случае сыгрывания только одного шара он не засчитывается и продолжает соперник действуя по п.5

5. Если второй или последующий в серии шар не сыгран, то шары из луз достаёт соперник. Далее, предварительно выставив сыгранные белые шары на точки (сначала на точку 1, затем 3, потом 2) соперник начинает свою серию. Играя битком с рук с любого места стола ЛЮБЫМ ударом, если биток был сыгран. Если биток НЕ был сыгран, соперник может либо взять биток и играть битком с любого места стола ЛЮБЫМ ударом, либо играть одним из вынутых из луз белым шаром с любого места стола ЛЮБЫМ ударом но только ПО БИТКУ.

6. За выскочивший или неправильно забитый шар штраф не налагается. Игра переходит к сопернику, действующему по п.5 . За другие нарушения штраф -1 очко.

В целом правила можно компактно изложить так :
Если шар сыгрывается, то его стоимость тем выше, чем меньше количество оставшихся на столе шаров. Если вынимаешь шары сам, то играешь "с руки" комбинацию, если соперник, то он играет "с руки" прямого.





"Уменьшив количество шаров в игре (скажем до 5-6), можно ограничить количество игровых вариантов" - не совсем верно, существенный момент: маскирование шаров. Утрируя: мне неизвестны варианты сыгрывания из 15 шаров, стоящих в пирамиде, правильным ударом, тогда как 2 шара можно сыграть и чужим и свояком + различные варианты дуплетов, не правда ли?

Кроме того вы не задумывались о том, что на бильярде не играют без интереса?

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.